Управление качеством — это управление, ориентирующееся на факты, это сочетание высокого профессионализма и четкой организации.
К.Исикава
Cакичи Тойода — основатель компании Toyota
Компания Toyota перед войной развивалась достаточно успешно, но Вторая мировая война, в которой Япония выступала на стороне Германии, внесла свои коррективы — в стране ощущался явный спад экономики.
В 1947 году Toyota выпустила легковую малолитражку "S" с подвеской на витых пружинах, что для японского автомобилестроения того периода являлось крайне необычным, но это не меняло того факта, что для компании настали чёрные дни.
Проанализировав ситуацию, Киитиро Тойода нашёл виновника несчастий — им оказался он сам. И, надо отдать должное этому незаурядному человеку, он нашел в себе силы оставить пост президента. Сотрудники компании оценили такой поступок — благополучие компании в долгосрочной перспективе важнее личных интересов. И, возможно, это отчасти может служить ответом на вопрос, откуда берётся 100% японское качество.
Не будем подробно говорить об успехах Японии по улучшению качества, они общеизвестны. Напомним лишь, что к концу 70-х годов Япония стала мировым лидером по качеству таких товаров массового спроса, как автомобили, телевизоры, копировальная, фото- и кинотехника, интегральные схемы, бытовая электроника. И в количественном отношении японские товары на мировом рынке занимают внушительные объемы. Так, в 80-х годах на долю Японии в мировом капиталистическом производстве приходилось 40 % цветных телевизоров, три четверти транзисторных радиоприемников, 90 % видеомагнитофонов. Японские товары продолжают теснить на мировых рынках американские товары и товары западноевропейских стран.
Японский завод похож на футуристический город будущего
Если в довоенный период к числу наиболее знаменательных событий, произошедших в Японии и связанных с совершенствованием управления качеством, можно отнести лишь установление в 1921 г. технических стандартов, то в послевоенный период имело место их значительное разнообразие. По времени, при анализе процессов, связанных с управлением качеством в Японии, обычно выделяют три этапа.
Первый этап охватывает вторую половину 40-х и 30-е гг.
В 1945 г. по инициативе правительства и при поддержке деловых кругов была образована японская ассоциация стандартизации -общественная организация, занимающаяся проблемами промышленной стандартизации и повышения качества продукции.
В 1946 г. был создан японский союз ученых и инженеров, в рамках которого с 1949 г. действует исследовательская группа по контролю качества.
В 1949 г. союз и ассоциация организовали ряд курсов и семинаров по проблемам контроля качества продукции.
В 1950 г. была организована серия лекций для высших управляющих, прочитанных одним из основоположников статистических методов контроля качества американцем Э. Демингом. В том же году был введен японский сертификационный знак.
В 1951 г. была учреждена ежегодная премия им. Э. Деминга для компаний, добившихся наивысших успехов в применении статистических методов контроля. Ее престижность была и остается до сих пор очень высокой.
В том же 1951 г. вводится в практику проведение ежегодных национальных конференций по контролю качества.
Начиная с 1959 г. проводятся ежегодные месячники качества и конкурсы, предусматривающие поощрение компаний и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся успехов в деле улучшения качества продукции.
Японские рабочие ТРЕНИРУЮТ РЕФЛЕКСЫ закручивания гаек
Второй этап развития системы управления качеством приходится на 60-е гг.
В эти годы стала реализовываться национальная концепция — «качество начинается с производства, создается и поддерживается в процессе производства». И хотя выдвинута она была еще в 1949 г., потребовалось более 10 лет подготовки руководства фирм к тому, чтобы в вопросах повышения качества осуществить поворот лицом к производству, а не уповать на различные контрольные, инспекционные и проверочные меры.
Третий этап охватывает 70-80-е гг.
В 70-е гг. созрели объективные условия для перехода от статистического к тотальному управлению качеством (ТQM).
Схема государственного премирования компаний
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАЧЕСТВА В ЯПОНИИ
Национальная программа качества разработана Японским центром производительности для социально-экономического развития и утверждена в декабре 1995 г.
Ядром программы качества стала ЯПК (Japan Quality Award — JQA). Модель премии разработана на базе критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента.
Вообще, понять, чего в японцах больше — жёсткости или дружелюбия, щедрости или прижимистости, парадоксов или логики, очень сложно.
Кто ещё, кроме них, может на полном серьёзе выпустить каталог "Автомобили 2030-го да", заявить о разработке нового металлического сплава для моторов и агрегатов, который в течение нескольких секундвы держит температурные перепады от ста до двух тысяч градусов по Фаренгейту при минимальном расширении? А еще они ведут работы над созданием такого металла, который обладал бы способностью "запоминать" свою первоначальную форму. Например, если вы погнёте крыло или дверцу, достаточно будет подвергнуть эту деталь высокотемпературной обработке, и металл восстановится в своей прежней форме.
Нет, нам ни когда не стать ими. Да, вобщем-то, мы и не стремимся к это му, но вполне можем пользоваться плодами их трудов, покупая настоящие японские очистители воздуха из Японии.